Марк Захарович Шагал. Прогулка. 1917 год. Холст, масло. Из книги «Моя жизнь»: "Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать»" Творчество Шагала вообще очень автобиографично. Поэтому у исследователей творчества художника нет сомнений в том, что на полотне он изобразил себя и свою жену Беллу (Берту) Розенфельд. Шагал встретился с ней впервые в 1909 году, и спустя шесть лет они поженились. Художник любил обыгрывать на картинах поговорки и устойчивые выражения. Похоже, что в «Прогулке» он решил вступить в спор с русской пословицей «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Шагал не просто изобразил себя на картине. Он стоит, опустив правую руку, а в его ладони у земли бьется птица. Но хитрец Шагал крепко держит за руку и «журавля» — парящую в небесах Беллу. Значит, подсказывает нам художник, выбор иногда можно и не делать. Можно заметить, что на картине художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена. Кстати говоря, такое резкое разделение картины на условные «землю» и «небо» берут свое начало в иконописи. И в «Прогулке» Шагал использует эти приемы. Зато, в отличие от икон, настроение в этой картине полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое. Витебск – это не только декорации, на фоне которых разворачивается сюжет, но и полноправный герой картины. Свой родной город Шагал писал много. «Прогулка» стала частью триптиха. Кроме этого полотна в серию входят также работы «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» герои только готовятся к полету – Белла сидит у Шагала на плечах. А в картине «Над городом» уже пролетают над мостовыми вдвоем.